Финансирование НКО: запретов нет, но необходима прозрачность

Какие западные структуры и зачем финансируют НКО в России, насколько новый закон добавил прозрачности деятельности некоммерческих организаций, получающих финансовую помощь из-за рубежа, и какую поддержку российским НКО оказывают государство и бизнес, рассказал исполнительный директор Российского общественного института избирательного права Александр Игнатов

http://rus.ruvr.ru/2013_04_15/Finansirovanie-NKO-zapretov-net-no-neobhodima-prozrachnost/

Гость в студии "Голоса России" - Александр Вячеславович Игнатов, исполнительный директор Российского общественного института избирательного права.

Интервью ведет Андрей Ильяшенко.

Ильяшенко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Мы бы хотели поговорить о ситуации вокруг общественной организации "Голос". Как вы знаете, эта организация занимается в том числе мониторингом выборов в России.

Не так давно ее посетили представители российской прокуратуры и провели соответствующую проверку в связи с тем, что, по имеющимся данным, эта организация получает финансирование из-за рубежа. Это дело приобрело достаточно широкую огласку. В России и за рубежом возникает много вопросов.

В связи с этим мы пригасили к нам в студию исполнительного директора Российского общественного института избирательного права Александра Вячеславовича Игнатова, который несколько прояснит нам ситуацию. С чем связана проверка, которую провела прокуратура в офисе организации?

Игнатов: Во-первых, проверка проводилась не только в офисе организации "Голос". Проверка проводилась в целом ряде российских общественных и некоммерческих организаций. Связана она была с тем, что в ноябре 2012 года вступил в силу закон, принятый летом 2012 года. Этот закон вводит понятие "иностранный агент" и регулирует порядок деятельности некоммерческих организаций, получающих финансирование на свою деятельность из-за рубежа, то есть от иностранных государств, от иностранных юридических или физических лиц, от международных организаций и из других источников, находящихся за пределами РФ.

Что должны были сделать такие организации по этому закону? Они должны были уведомить Министерство юстиции о том, что они получают финансирование из-за рубежа и, соответственно, выполняют функции "иностранного агента". Эта формулировка прописана в законе. На текущий день прошло почти полгода с момента вступления в силу закона, а с момента, когда стало известно, что требуется такая регистрация, - еще больше.

На текущий день ни одна организация в РФ не обратилась в Минюст с заявлением о включении в реестр организаций, осуществляющих функции "иностранных агентов". Известно, что целый ряд организаций осуществляет свою деятельность, в том числе за счет иностранных средств, а для некоторых организаций эти средства являются основным доходом, основным источником финансирования. Именно в связи с этим, что факты есть, а обращений в Минюст, которые должны быть, нет, и были инициированы компетентными органами проверки.

Ильяшенко: Насколько я понимаю, закон, о котором вы говорите, вовсе не ограничивает финансирование из-за рубежа общественных организаций, в том числе тех, которые занимаются политической деятельность?

Игнатов: Совершенно верно. Он никоим образом не ограничивает, он не вводит никаких ограничений по размеру. Все, что требуется от организации, которая получает деньги из-за рубежа, - это прийти в Минюст и сказать, что она осуществляет функции "иностранного агента".

Ильяшенко: Фактически это цель закона?

Игнатов: Как мне представляется, цель закона заключается в том, чтобы сделать механизм финансирования политической деятельности в РФ прозрачным и понятным для всех. То есть организация делает все, как раньше, только говорит, что получает на это деньги из-за рубежа.

Аналогом здесь может быть, об этом мало говорят, но тем не менее у нас есть система государственных грантов, когда социально ориентированные проекты определенных некоммерческих организаций поддерживаются за счет государства. В законе этого, правда, нет, но во всех договорах обязательным пунктом идет положение о том, что все мероприятия и все материалы, которые выпускают эти организации, должны указывать, что на финансирование этого проекта использованы средства, выделенные в качестве государственного гранта на основании такого-то распоряжения президента.

Это тоже ничем не ограничивается. Но организация декларирует, показывает всем, на какие средства она осуществляет эту деятельность. То же самое и в отношении иностранных средств. Здесь действует единый принцип.

Ильяшенко: А за рубежом есть прецеденты аналогичного законодательства?

Игнатов: Да. Насколько я понимаю, наш законодатель внимательно изучал иностранный опыт (как раз в этой части), в первую очередь опыт США, где гораздо более жесткое законодательство в сфере финансирования политической деятельности из-за рубежа.

Ильяшенко: А в отношении каких-то российских организаций в США этот закон применялся?

Игнатов: Да.

Ильяшенко: Каков порядок, процедура этого закона?

Игнатов: Там тоже существует процедура обязательной регистрации в компетентных органах иностранной организации, которая хочет заниматься чем-либо на территории США. Плюс также установлен более жесткий контроль, более жесткий надзор за деятельностью этих организаций - и в части финансирования, и в части мероприятий, особенно политических мероприятий. Я уж не говорю о том, что любое финансирование, иностранное участие в выборах запрещено. У нас тоже так.

Ильяшенко: Это везде так…

Полная версия интервью доступна в аудиоформате.