Выступление И.Б.Борисова на рабочем заседании ежегодного Совещании ОБСЕ по вопросам человеческого измерения (Варшава, 22 сентября 2014 г.)

Выступление И.Б.Борисова (1) на рабочем заседании № 1 «Демократические институты» ежегодного Совещании ОБСЕ по вопросам человеческого измерения
(Варшава, 22 сентября 2014 г.)
 
Современные вызовы электоральным процессам
 
Уважаемые участники совещания!
Уважаемый спикер!
 
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входят 57 государств Европы, Азии и Америки,  является основным инструментом раннего предупреждения о конфликтах и их предотвращения (2)
Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства права, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения СБСЕ не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства (3). Всеобщая декларация прав человека провозгласила: воля народа должна быть основой власти правительства.
Человеческое измерение безопасности – защита и поддержка прав человека и основных свобод, демократических институтов и верховенства права – считается не менее важным фактором поддержания мира и стабильности, чем военно-политическое и экономическое измерения (4).
Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) было создано государствами-участниками для того, чтобы оно оказывало им содействие в соблюдении обязательств по человеческому измерению (5).
Сосредоточившись на выборах, ОБСЕ исключило из поля своего зрения такой важный элемент гуманитарной корзины, неразрывно связанный с политическими правами и свободами – это прямое волеизъявление граждан (референдум).
Отсутствие каких-либо критериев ОБСЕ по вопросам прямого участия граждан  в государственном управлении и непосредственного принятия решений фактически начало процесс удаления от сотрудничества и диалога и ведет не только к деконструктивной поляризации внутри региона ОБСЕ, но и обострения напряженности во всем мире.
Даже ярые консерваторы сегодня признают, что мир меняется и закрепленный в Хельсинкском заключительном акте СБСЕ 1975 года принцип нерушимости границ, оставаясь главенствующим, вынужден трансформироваться под давлением современных реалий.  
Право наций на самоопределение реализуется различным путем, в том числе и с использованием вооруженных сил уже после принятия Хельсинкского акта 1975 г.   
Так было в 1983 г., когда была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (признана только Турцией), после высадки на остров турецкого военного десанта, разделившего страну на Север и Юг.
Так было в Косово в 1999 году, после кровопролитной войны с задействованием войск НАТО и ковровых бомбардировок​ В феврале 2008 года парламент края провозгласил Косово независимым государством, без признания этой независимости Сербией (Независимость Косово на февраль 2014 года признали 108 стран).
Так было и в 2008 году: вооруженное вторжение грузинских войск на территорию Южной Осетии обусловило признание Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами.
Но есть и мирные примеры реализации права народов на самоопределение:
  16 марта 2014 года  - референдум в Крыму и вхождение Крыма в состав России после неконституционного насильственного госпереворота, осуществлённого в Киеве национал-радикалами, и прямых угроз со стороны последних навести «свой порядок» на территории всей Украины. По решению парламента Крыма, не дожидаясь разгула национализма и кровопролития,  был проведен референдум о воссоединении с Россией. Явка на референдуме составила 82,71% избирателей. Из них 96,6% высказались за воссоединение с Россией, а 2,51 – за восстановление Конституции 1992 г. 
18 сентября 2014 г. референдум в Шотландии о независимости от Великобритании. Явка – 84,6% от числа зарегистрированных избирателей. Против – 55,25 %, за – 44, 65 %. Конфликт не исчерпан. Уже 20 сентября были столкновения с полицией.
Миссия наблюдателей Российского общественного института избирательного права (РОИИП) приехала вчера в Варшаву из Великобритании. И с уверенностью можем констатировать, что игнорирование БДИПЧ ОБСЕ  референдумных процессов только способствует росту напряженности.
Главный вывод референдума в Шотландии: Великобритания четко указала, что вопросы самоопределения можно и нужно решать мирно, без военного присутствия, путем проведения референдума.
Но при этом отступления от демократических стандартов организации электоральных процедур не способствует снятию напряженности в регионе. Отступления от демократических принципов гласности и открытости, справедливости и добровольности участия, подлинности и прозрачности электоральных процедур только накаляют обстановку в обществе, что наблюдается в Шотландии (стычки в самом крупном городе Шотландии - Глазго). Подсчет в Эдинбурге проводился в самолетном ангаре на площади 3 га, что не только нельзя было контролировать, но и невозможно дать оценку честности подсчета. Активное голосование по почте граждан, не проживающих в Шотландии (около 20 %), фактически предопределило выбор шотландского народа. Большинство голосов «против» было получено как раз за счет досрочного голосования. На голосовании в день голосования, по нашим оценкам (официальные данные не обнародованы) победили сторонники независимости.
Свои выводы и замечания мы направим в избирательные органы Великобритании.
Но почему молчит БДИПЧ ОБСЕ?  Готовит очередной доклад по демократическим процедурам в период внутреннего вооруженного конфликта на Украине, разворачивая полномасштабную мониторинговую миссию?  
Болезнь проще предупредить, чем лечить. И миротворческая миссия ОБСЕ это следствие отсутствия деполитизированной наблюдательной миссии и определенная недоработка исполнительных органов ОБСЕ.
Альтернативы мирного признания права наций на самоопределение сегодня нет!
Об этом свидетельствуют последние проведенные референдумы в Крыму и в Шотландии в 2014 году.
СПАСИБО за внимание!
 
(1) Борисов Игорь Борисович – Председатель Совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП)
(2) Кристиан Штрохал, директор БДИПЧ ОБСЕ. Руководство по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ. 5-е издание. Опубликовано Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Варшава, Польша. 2005 г.
(3) Документ Московского заключительного Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 1991 г.)
(4) Хельсинский заключительный акт СБСЕ, 1975 год
(5) Янгез Ленарчич, директор БДИПЧ ОБСЕ. Руководство по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ. 6-е издание. Опубликовано Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. Варшава, Польша. 2010 г.

Презентация Современные вызовы электоральным процессам

Contemporary challenges of the elecoral process