Выступление И.Б. Борисова на ежегодном Совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященного человеческому измерению (Варшава, 25 сентября 2015 г.)

Выступление И.Б.Борисова[1]

на ежегодном Совещании ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященного человеческому измерению

(Варшава, 25 сентября 2015 г.)

 

Внятные принципы мониторинга –

основа демократических институтов ОБСЕ

 

Уважаемые участники совещания!

Уважаемый спикер!

 

Мы приветствуем позитивную функцию, закрепленную в ряде директивных документов ОБСЕ, и направленную на выработку конкретных и действенных рекомендаций в поддержку мер государств-участников по проведению демократических выборов.

Но на практике, в отсутствии четких критериев и стандартов наблюдения, эти благие цели искажаются до неузнаваемости. И мониторинговые миссии БДИПЧ ОБСЕ  на выборах все чаще и чаще оказываются в центре скандалов. Свежие примеры. Это и  отказ выполнять возложенные на БДИПЧ функции в Азербайджане по наблюдению за текущими выборами. И запрет властями США на допуск наблюдателей БДИПЧ на избирательные участки под страхом ареста с отсутствующей должной реакцией на этот демарш официальных лиц ОБСЕ. Это и отсутствие представления об основах проведения демократических выборов – тайна голосования и открытость избирательного процесса – в Великобритании, куда не направляются мониторинговые миссии БДИПЧ ОБСЕ.

  Особенно досадно это выглядит на фоне 2,5 сотен организованных БДИПЧ миссий по наблюдению за национальными выборами за 20 лет своей деятельности.

Что происходит с БДИПЧ ОБСЕ, как долго это может продлиться и можно ли помочь спасти увядающий авторитет БДИПЧ ОБСЕ?

«Зри в корень!», - говаривал в таких случаях литературный герой Козьма Прутков.  Давайте попробуем и мы заглянуть в корень проблемы.

Как справедливо отмечали ораторы на текущем Совещании, необходимо провести ребрединг деятельности ОБСЕ и перевести ее на более прочные и четкие нормативные рельсы, которые не позволили бы «локомотиву демократии» Европы быть выброшенным в бушующий океан политических страстей и корпоративных интересов и стать электоральным инквизитором XXI века.

Основным технологическим документом, которым БДИПЧ руководствуется на выборах, является Руководство БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами (6-е издание, 2010 г.). Как неоднократно уже отмечалось, в самом Руководстве не только отсутствуют основополагающие принципы, на которых основывается международное наблюдение, но не представлена методика оценки национальных электоральных процедур, а все издание нацелено на формальную сторону организации процесса (и надо заметить – достаточно профессионально). Однако такой подход дает неограниченную свободу усмотрения при подготовке заключений и выводов, от которой до политической коррупции всего один шаг. Совершить который подталкивает и полная латентность миссии при подготовке заключений. Например, наш общественный институт уже более трех лет пытается выпросить у БДИПЧ (получить либо переснять) копии заполненных опросных листов краткосрочных наблюдателей на федеральных выборах в России 2011 – 2012 годов, которые необходимы РОИИП в рамках уставной деятельности по реализации и защите избирательных прав. И как в таком случае можно «незамедлительно реагировать на заключения БДИПЧ» (цитата из «Хартии европейской безопасности», Стамбул, 1999 г.)?

Директивные документы ОБСЕ и упомянутое Руководство, предполагают проводить оценку выполнения не только обязательств ОБСЕ, но и др. международных обязательств, главенствующее место среди которых занимает Кишиневская конвенция 2002 г. (Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан СНГ), ратифицированная семью государствами СНГ и являющуюся единственным документом, имеющим юридическую силу в этой сфере на пространстве ОБСЕ. Но ее положения сегодня не только не являются предметом анализа миссий БДИПЧ, но даже представители миссии СНГ не подключают к работе БДИПЧ ОБСЕ по выработке решений объединенной миссии по наблюдению за выборами, основу которой составляют краткосрочные наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ.

Одновременно мы наблюдаем центробежные (далеко не объединяющие) процессы в выработки позиций по мониторингу выборов в самой ОБСЕ. Заморожен процесс сотрудничества ПА ОБСЕ и МПА СНГ по выработке декларации о принципах международного наблюдения. Параллельно ОБСЕ без коллегиального решения государств-участников индоссируют Декларацию принципов международного наблюдения за выборами 2005 г. и присоединяется к Декларации глобальных принципов  непартийного наблюдения и мониторинга выборов общественными организациями 2012 года.       

У юристов, экспертов, правозащитников возникают вопросы: а что это за трехликий Янус? Своих принципов нет, в двух других документах они не совпадают на 100 % не по объекту, не по субъекту, не по предмету, не по форме,  не по содержанию, не по функциям, не по задачам, не по времени, не по ограничениям, не по параметрам …

Будет ли после таких подходов, когда можно использовать разные лекало, расти доверие к ОБСЕ и к ее институтам? Вряд ли. И это наша общая проблема, которую надо незамедлительно решать, либо,  как минимум, о ней говорить.

В сфере мониторинга в целом, и выборов в частности, пора прекращать наступать на одни и те же грабли. И если ОБСЕ не сможет найти в себе внутренние резервы, необходимо будет воспользоваться позитивным опытом других межгосударственных и межправительственных объединений – таких как Организации американских государств, Всемирная ассоциация избирательных органов, которая была создана при поддержке Генерального Секретаря ООН, чья деятельность далека от политизированной, а их работа действительно направлена на обеспечение демократических прав и свобод.

  Приглашаю всех желающих более подробно обсудить назревшие проблемы института наблюдения ОБСЕ, поговорить о перекосах и перспективах международного наблюдения на выборах (попутно перекусить) в конференц-зал № 2 сразу после завершения рабочего совещания в 18.00 на мероприятие с обозначенной тематикой – «Международное наблюдение как современный атрибут демократических выборов: регулятивные нормы и практика».

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 


[1] Борисов Игорь Борисович – Председатель Совета Российского общественного института избирательного права (РОИИП), член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека