УКРАИНА – ОЧЕРЕДНАЯ ЧЕРНАЯ ДЫРА В ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА или КРИЗИС МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОЗАЩИТЫ

 В Москве в понедельник состоялась презентация доклада Московского бюро по правам человека «Украина: без права выжить. Массовые нарушения прав человека и уничтожение мирного населения». Группа НКО, в которую входят российские и украинские правозащитники, ведет мониторинг событий в ходе кризиса на Украине, периодически выпуская в свет доклады о нарушении прав человека.

Отдельные главы в Докладе посвящены работе журналистов в зоне военных действий, нарушению их прав, а также выступлениям российской либеральной интеллигенции «против войны России с Украиной», оскорбляющим руководство России, но нисколько не сочувствующим гибнущему населению Донбасса. В то же время председатель Совета Российского общественного института избирательного права, член СПЧ Игорь Борисов отметил, что «мы являемся свидетелями того, как Украина становится очередной черной дырой в правовом смысле, что обусловлено нарастающим кризисом международной правозащиты». 

Игорь Борисов отметил, что реакция ОБСЕ на украинский кризис практически никак не отражает истинного положения вещей, несмотря на выводы ее недавней полевой миссии в Донецкой области, которые не нашли отражения в официальных документах руководства этой организации.

Ниже предстпавлен текст выступления Борисова И.Б. на пресс-конференции «Украина: без права выжить. Массовые нарушения прав человека и уничтожение мирного населения» в пресс-центре МИА "Россия сегодня", 1 сентября 2014 г.

"Мы становимся свидетелями происходящей на наших глазах чудовищной эволюции международной защиты фундаментальных прав и свобод человека в инструмент достижения целей различных международных групп политического участия.

Процессы, нарушающие фундаментальные нормы международного права в отношении государств и их граждан стали реалиями сегодняшнего дня при полном бездействии международных организаций, «преисполненных решимости» защищать права и свободы человека:

- 1994 г., Руанда при фактическом нейтралитете миротворческого контингента ООН произошла резня народности тутси, убито более миллиона человек, более двух миллионов оказались беженцами.

-  1999 г., война НАТО в Сербии "за Косово" проведена без мандата ООН и на основании фальсифицированных данных о массовых убийствах сербскими войсками мирных косоваров. Война привела к тысячам жертв среди мирных граждан и нанесла тяжелый ущерб Сербии.

- 2003 г., без санкции ООН, на основании предъявленных США фальсифицированных данных о разработке Багдадом ядерного и бактериологического оружия, а также о поддержке Саддамом Хусейном террористов Аль-Каеды, была начата война против Ирака. Война привела к гибели десятков тысяч мирных граждан и сотням тысяч беженцев, тяжелейшим разрушениям инфраструктуры и хозяйства страны.

- 2008 г., война Грузии (М. Саакашвили) против Южной Осетии при «гробовом молчании» международных организаций до момента отступления грузинских войск. Сейчас уже неопровержимо доказано, что не Россия развязывала эту войну, что именно грузинские войска начали атаки на юго-осетинские села и базы российских миротворцев. Факт начала войны Грузией был признан Парламентской Ассамблеей Совета Европы, принявшей Резолюцию 1633 от 2 октября 2008 года, в которой прямо говорится об открытии огня грузинскими военными по Цхинвали.

- 2011 г., война НАТО против Ливии происходила с грубейшими нарушениями мандата резолюции СБ ООН №1973 и представляла собой прямое вооруженное вмешательство войск НАТО во внутренний конфликт для поддержки одной из его сторон.

- 2011 г., США, при фактическом молчании международных организаций, развернула войну против Сирии, сроки завершение которой, как и окончательное число жертв, не берется никто предсказать.

- 2014 г., Украина. Полномасштабные армейские военные операции с применением авиации, тяжелой артиллерии против ополченцев и мирного населения происходят на наших глазах на Украине.

Во всех перечисленных случаях для обоснования применения вооруженных сил, в том числе против мирного населения, были проведены глобальные дезинформационные операции, периодически перерастающие в настоящие информационные войны с включением фальсификации реального состояния дел в стране, ссылок на невозможность якобы использовать нормы международного права для наказания виновных и стабилизации гуманитарной ситуации, нежелание проводить расследования. Почти все глобальные средства массовой информации целенаправленно фальсифицировали политическую реальность, выборочно и односторонне предъявляли факты и предвзято их интерпретировали.

Неэффективность международных механизмов защиты прав и свобод человека мы ощущаем в полной мере уже постоянно. Основные принципы международного права, сформулированные в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и Хельсинкском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, до сих пор не обеспечены и не намерены (под давлением из-за океана) быть обеспеченными реальной практикой.

Нежелание международных организаций действовать строго в соответствии с заявленными принципами позволяет отдельным государствам и международным органам принимать решения и действовать на основании собственных интерпретаций с учетом политической целесообразности, исходя из политико-идеологических пристрастий и прагматических конъюнктурных интересов, как справедливо отмечает Валерий Дмитриевич Зорькин[1].

Ниже приведены выдержки из международных правовых актов и текущая практика реализации задекларированных норм на примере Украины-2014.

Устав ООН:

Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости

избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… (Устав ООН)

Организация Объединенных Наций преследует Цели:

3.Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. (ст. 1 Устава ООН)

Всеобщая декларация прав человека:

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. (ст.2 Всеобщей декларации прав человека)

Фактически ООН (Генеральной Ассамблеей, СБ ООН) с момента начала вооруженного конфликта не было принято ни одного акта, направленного на защиту фундаментальных прав и свобод граждан Украины (см. таблицу). Только ведомство Верховного комиссара ООН по правам человека констатировала факт гибели 2220 человек, спустя почти 5 месяцев, как в Украине стали гибнуть люди. 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СОВЕЩАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 года)

VII. Государства - участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Государства - участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами.

Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их.

В области прав человека и основных свобод государства - участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.)

Государства-участники выражают свою убежденность в том, что полное уважение прав человека и основных свобод и развитие обществ, основанных на плюралистической демократии и верховенстве закона, является необходимым условием для обеспечения прогресса в деле создания стабильной обстановки прочного мира, безопасности, справедливости и сотрудничества, которую они стремятся утвердить в Европе.

1. Государства-участники выражают свою убежденность в том, что защита и поощрение прав человека и основных свобод является одной из основополагающих целей правления, и подтверждают, что признание этих прав и свобод является основой свободы, справедливости и мира.

2. Они преисполнены решимости поддерживать и развивать эти принципы справедливости, которые составляют основу правового государства...

Фактически Постоянный Совет ОБСЕ (Австрия, Вена) принял две формальные резолюции (см. таблицу) о размещении мониторинговой миссии на Украине и о полном расследовании катастрофы малазийского лайнера.

Предложения от имени СПЧ, направленные М.А.Федотовым и поддержанные российскими правозащитниками, то ли терялись, то ли игнорировались.

Устав Совета Европы:

Целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

b. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод. (ст.1 Устава Совета Европы)

ПАСЕ было принято за этот период две резолюции, каким-то образом затрагивающие события в Украине: о референдуме в Крыму (осуждающей свободное волеизъявление народа) и о развертывании российских войск вдоль границ с Украиной. Ни одной резолюции о защите прав украинских граждан и о предотвращении гуманитарной катастрофы.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который призван охранять права и свободы человека в юридическом контексте не реагирует на ситуацию. В рамках проекта «Право против фашизма» подано более 20 жалоб в ЕСПЧ, но они не приняты к рассмотрению в первоочередном порядке.

А почему молчат другие межправительственные и межгосударственные организации, которые содержатся в том числе и на деньги тех людей, которые подвергаются насилию со стороны киевской власти?

Если судить по реакции межгосударственных организаций, развязанная Киевом полномасштабная война против огромной части собственного народа, официально обозначенная как "контртеррористическая операция", западную политическую элиту вполне устраивает. Приводящие к множеству жертв бомбовые, ракетные и артиллерийские обстрелы жилых кварталов и мирных граждан Украины направленными сюда армейскими и правонационалистическими подразделениями - это считается со стороны Запада как "умеренное и соразмерное применение силы против террористов и сепаратистов".

Единственная страна, которая с первого дня последовательно защищает и не на словах, а  на деле реализует права человека в Украине, включая и украинских беженцев, - Россия. И она же подвергается международным санкциям!

Многие вызовы, которые ранее могли преодолеваться в пределах национальных границ и национального правового регулирования, сегодня требуют широкомасштабных и хорошо скоординированных совместных межгосударственных действий. Постоянные военные операции или поощрение националистических сил в целях наведения так называемого «демократического порядка» становятся опасной проблемой для будущего человечества.

Разрыв между потребностями общества в международной защите прав и свобод и фактическим международным порядком нарастает опасным образом. К сожалению, на вызовы современному обществу среди массы международных объединений реагируют только правозащитники, не вовлеченные в геополитические игры. 

Правозащитникам надо остановить это политическое безумие!"



[1] В.Д. Зорькин. Кризис международного права: современный контекст. Российская газета, 20 июня 2014 г.