Демократия на местном уровне

30 ноября в Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Муниципальная демократия в современной России: конституционно-правовой аспект».

Модераторами мероприятия выступили: первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Сергей Катанандов и член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин.

«Круглый стол» был посвящен вопросам формирования органов местного самоуправления, правового статуса муниципальных должностных лиц и оказание содействия органам местного самоуправления по реализации нововведений федерального законодательства.

Олег Цепкин в своем вступительном слове призвал участников подумать о предоставлении дополнительных гарантий реализации и защиты прав на региональном и местном уровне.

Член ЦИК России Майя Гришина озвучила количество местных выборов, которые контролирует ЦИК России. Так по состоянию на второе полугодие 2015 года в систему ГАС «Выборы» было введено 22522 муниципальных образования, из которых 18275 – сельские. Муниципальных депутатов в РФ по данным автоматизированной системы – более 235 тысяч, глав муниципальных образований – 19642. 97 % представительных органов местного самоуправления  и 48 % глав избираются населением непосредственно.

Сергей Некрасов, профессор кафедры конституционного и международного права Государственного университета управления, старший научный сотрудник сектора теории конституционного права Института государства и права РАН отметил необходимость гармоничного сочетания местного самоуправления с государственным управлением, что требует интенсивно развивающаяся урбанизация. При этом роль местного самоуправления в крупных городах объективно уступает место вертикали государственного управления. Но даже в этом случае нельзя полностью отказываться от прямых форм демократии.    

Председатель государственно-правового комитета администрации Владимировской области Елена Шаломенцева отметила юридические коллизии, возникающие на практике при реализации норм ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Речь шла о различном понятийном аппарате, заложенном в эти законы. И при попытках реализовать право на «общественные слушания» граждане натыкаются на ограничения, предусмотренные для организации «публичных слушаниях». Эта проблема требует соответствующего уточнения законодательной нормы.

Член СПЧ Игорь Борисов в своем выступлении отметил необходимость осуществление контроля со стороны общества за процедурами реализации гарантированными конституцией прав и свобод граждан, который является не только необходимостью существования современного социума, но и, в определенной смысле, защитой нашего суверенитета и целостности от попыток столкнуть нас с поступательного пути развития.

Отсутствие достоверных, деполитизированных и объективных знаний об избирательном процессе тут же восполняется запущенными слухами, домыслами и фальсификациями, грамотно координируемыми заинтересованными политическими силами. Путь закрытия избирательных процедур от «посторонних глаз» только усугубит проблемы. Поэтому необходимо предоставлять гражданам максимально полную, достоверную, объективную, деполитизированную информацию о демократических процедурах, в том числе и в сравнении с их организацией на Западе. «И ни кто не сможет сделать это лучше, кроме самих граждан», - отметил И.Борисов

Член СПЧ поделился результатами реализации пилотного проекта организации общественного контроля на выборах 13 сентября 2015 года под эгидой Совета и призвал участников «круглого стола» максимально полно вовлекать гражданское общество на местном уровне в общественный контроль, уделяя внимания профессиональной подготовке общественных контролеров.