«Голосование «мобильных избирателей»:российский и зарубежный опыт»

В исследовании Российского общественного института избирательного права «Голосование «мобильных избирателей»: российский и зарубежный опыт» проанализирован мировой опыт организации дополнительных процедур голосования для избирателей, голосующих не по месту своего постоянного проживания.

Авторы исследования пришли к выводу о том, что созданный в России правовой механизм, апробированный на выборах 10 сентября 2017 г. и применяемый на выборах 18 марта 2018 г., позволяет обеспечить оптимальную реализацию активного избирательного права «мобильных избирателей», что, несомненно, приведет к повышению числа избирателей, принимающих участие в управлении делами государства посредством демократических выборов. Одновременно применяемая в России процедура голосования для «мобильных избирателей», в отличие от голосования по почте или применения открепительных удостоверений, активно используемых в ряде зарубежных стран, обеспечит более высокий уровень гарантий от злоупотреблений и подтасовок.

* * *

Провозглашая принципы всеобщего и равного избирательного права, государства взяли на себя обязательства обеспечить возможность голосования всем своим гражданам, в том числе тем из них, которые в день будут находиться не по месту своего жительства. По мере увеличения численности и территории городов, появления агломераций, повышения общей мобильности населения и роста транспортной доступности территорий это обязательство приобрело особую актуальность. Оно стало безусловной гарантией реализации общепризнанных принципов организации и проведения электоральных процедур.

Сама же возможность проголосовать вне временных и/или пространственных рамок собственно дня голосования появилась только на определенном этапе развития политических систем, избирательного процесса, стала по факту «завоеванием» и «данью» времени, дополнительным доказательством приоритета интересов личности. Очевидно, что в будущем количество «мобильных избирателей» будет только увеличиваться.

Между тем, организационно-правовые формы участия «мобильных избирателей» в голосовании, как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах, продолжают динамично развиваться, приобретая определенные особенности в зависимости от региональной специфики, уровня благосостояния граждан, степени укорененности демократических традиций, уровня доверия к политическим институтам, а также уровня «доверия» государства своему гражданину.

Проведенный анализ форм голосования «мобильных избирателей», используемых в России и зарубежных странах, позволяет сделать следующие выводы:

  • Совокупная доля «мобильных избирателей» на федеральных выборах в Российской Федерации, вопреки распространяемому некоторыми экспертами заблуждению, являлась на сегодняшний день весьма незначительной, по сравнению с «западными демократиями», и колебалась от 1,04 % до 3,65 % от общего числа избирателей, тогда как в ряде зарубежных стран количество «мобильных избирателей» составляет до 20 % и более от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании (например, в Нидерландах и Франции примерно такое количество избирателей голосуют по доверенностям; в Швейцарии 80% избирателей голосуют по почте).  
  • Применяемая на предстоящих 18.03.2018 года президентских выборах модель голосования «мобильных избирателей» по месту пребывания на любом удобном избирателю избирательном участке при совершении минимально необходимых действий практически не имеет аналогов в мире по своей доступности и удобству. В случае отсутствия технических сбоев в системе, ее следует признать оптимальной также и с точки зрения обеспечения гарантий от возможных злоупотреблений.
  • Традиционно гарантируемое и предоставляемое в России право на участие в выборах граждан, не обладающих регистрацией по определенному месту жительства и/или пребывания, а также российских граждан, находящихся за рубежом, выгодно отличает применяемую отечественным законодателем организационно-правовую модель голосования «мобильных избирателей» от ряда зарубежных государств.
  • Используемые в России такие формы голосования «мобильных избирателей» как досрочное голосование для отдельных категорий избирателей широко распространены и в ряде иностранных государств, причем в более широких формах (например, в Финляндии, Исландии, Швейцарии, Канаде, Норвегии, Дании, в 29 штатах США, Турции, Словении, Мальте, Дании, Португалии; голосование по открепительным – в частности, в ФРГ, Мексике, Болгарии).
  • Применяемые в Российской Федерации модели голосования «мобильных избирателей» предполагают использование нескольких возможных механизмов и/или их сочетания (голосование по открепительным, досрочное голосование, голосование по месту пребывания, голосование зарубежных избирателей), что позволяет, с одной стороны, сделать такое голосование максимально доступным, а с другой – обеспечить соблюдение всех установленных гарантий (включая тайну голосования, свободу волеизъявления, подлинность итогов голосования и результатов выборов).
  • Использование механизма голосования по месту нахождения с учетом существенного упрощения для избирателя данной процедуры будет способствовать увеличению явки за счет избирателей, проживающих не по месту регистрации (главным образом, в других регионах), которые, имея желание участвовать в выборах, ранее не находили возможность получить открепительное удостоверение. Получив возможность реализовать свое активное избирательное право без посещения избирательной комиссии по месту регистрации (дистанционно), они, безусловно, будут пользоваться им значительно активнее.
  • Упрощение процедуры влечет существенное увеличение числа избирателей, голосующих не по месту своей регистрации, что согласуется с общемировой тенденцией, особенно характерной для государств с большой территорией.

В целом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о создании в России правового механизма, позволяющего обеспечить реализацию активного избирательного права «мобильных избирателей» без лишних временных и (или) финансовых затрат с их стороны, в то же время создающего необходимые гарантии от злоупотреблений.