РОИИП обратился к Генеральному секретарю ООН и Верховному комиссару ООН по правам человека по поводу попыток беспрецедентного вмешательства в выборы

Генеральный секретарь ООН г-нАнтониу Гутерреш

       UN Secretary-General

        New York, 10017, First Avenue at 46th Street 

Email: osg@un.org, sgcentral@un.org

 

Верховный комиссар ООН по правам человека г-н Фолькер Тюрк

UN High Commissioner for Human Rights

Palais des Nations CH-1211 Geneva 10, Switzerland
Email: petition@ohchr.org

 

Уважаемый господин Генеральный секретарь!

Уважаемый господин Верховный комиссар!

 

В Российский общественный институт избирательного права (РОИИП) как в общероссийскую общественную организацию, имеющую консультативный статус при ЭКОСОС ООН и занимающуюся вопросами защиты избирательных прав и свобод граждан, поступают многочисленные возмущенные обращения по поводу публичных актов отдельных международных организаций и официальных лиц, направленных на подрыв демократических ценностей, политических прав и свобод человека, а также верховенства права. Это - резолюция ПАСЕ 2519 (2023), в которой содержится призыв к государствам-членам Совета Европы в зависимости от итогов волеизъявления избирателей не признавать результаты выборов Президента России, запланированных на март 2024 г., и заявление Высокого представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля от 12 декабря 2023 г., в котором тот осуждает проведение выборов «на всей территории Российской Федерации», включая Крым, ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области.

В соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, международными демократическими принципами и стандартами, в общенациональных выборах в России имеет право участвовать любой гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом. В отличие от некоторых стран, в России кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по результатам волеизъявления избирателей, признается Президентом Российской Федерации.

Консолидированная позиция народов мира, выраженная в актах Организации Объединенных Наций, ясно свидетельствует о равенстве всех народов и праве каждого народа и каждой наций на управление своей страной – Устав Организации Объединенных Наций (ч.2 ст. 1), Всеобщая декларация прав человека (ст. 1, ст. 2, ст. 19, ст. 21), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25).

Более того, не допускается предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, изложенных во Всеобщей декларации прав человека (ст.30).   

Общепризнанно, в том числе и Советом Европы, что воля народа, выраженная на демократических выборах, должна быть основой власти правительства.

Европейская комиссия «За демократию через право», созданная при Совете Европы, четко определяет перечень случаев лишения права избирать и быть избранным (пп. D, п. 1.1, ч. I «Руководящие принципы относительно выборов») и в нем нет пункта «лишение права быть избранным или права избирать по решению правительства другого государства или международной организации», которые своими публичными актами пытаются установить ПАСЕ и Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Необходимо напомнить, что принцип равного избирательного права предусматривает гарантии участия в выборах граждан государства, вне зависимости от места жительства, и запрещает дискриминацию по признаку места нахождения.

Свободные выборы, согласно Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч.3 ст. 3). Государства и международные организации должны уважать волю народа, выявленную в ходе демократических выборов. Граждане Российской Федерации при этом имеют право участвовать в выборах в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, универсальными и региональными международными актами, включая Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод государств-участников СНГ,  2002 г. (ст.1, ст.2, ст. 8, ст.9, ст.10, ст.19).

При этом право гражданина Российской Федерации избирать Президента Российской Федерации характеризуется, в том числе и признаком экстерриториальности, т.е. подлежит реализации вне зависимости от места пребывания гражданина, а при соблюдении установленных избирательных процедур (механизм «мобильный избиратель», дистанционное электронное голосование) – может быть реализовано вне места его жительства. А вот лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, в том числе граждане Украины и иных европейских государств, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными стандартами в сфере демократических выборов не наделены правом участия в выборах и не будут допущены к голосованию на выборах Президента Российской Федерации, что является общеизвестным фактом. А право народов на самоопределение является основополагающим во всех документах Организации Объединенных Наций. Поэтому апеллирование г-на  Ж. Борреля к Уставу ООН абсолютно беспочвенны.

К сожалению, в последнее время попытки вмешательства во внутриполитические дела государств в нарушении Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принята ГА ООН 24.10.1970 г., Резолюция 2625) со стороны ряда официальных лиц государств Западной Европы, США, а также ПАСЕ, ОБСЕ, ЕС стали носить перманентный характер, что цинично нарушает со стороны отдельных официальных лиц право народов на реализацию политических и избирательных прав.

 Как это ни прискорбно звучит, но попрание политических прав и свобод человека сегодня стало допустимым и на межгосударственном уровне. Демократию, как власть народа, пытаются выстроить в одну шеренгу и пробуют командовать ею. Мир уже знает, чем это заканчивается - Нюрнбергский трибунал четко расставил все акценты.

 Наблюдаемый нами сегодня противоправный отказ в уважении к воле многонационального народа Российской Федерации в случае, если ее результат не устроит некоторых западных политиков, не согласуется ни с Уставом ООН, ни с Уставом Совета Европы, ни с международными обязательствами в рамках ООН и других международных организаций, и представляет собой форму вмешательства во внутренние дела государства и ущемление прав и свобод человека.

Кроме того, международные организации, куда входит и Российская Федерация, разработали и приняли международные акты, направленные на противодействие подобному вмешательству в выборы, в частности -  Заявление о защите избирательных прав граждан и гарантиях электорального суверенитета государств – участников Содружества Независимых Государств (2021 г.), Рекомендации по совершенствованию законодательства в области обеспечения защиты электоральных процессов и суверенитета в государствах – членах ОДКБ (2022 г.), Рекомендации МПА СНГ по противодействию иностранному вмешательству в национальные выборы и референдумы (2022 г.). Вышеупомянутая резолюция ПАСЕ и подобные опрометчивые заявления некоторых официальных лиц фактически направлены на подрыв международного мира и безопасности народов, против общих интересов и добрососедства, идут вразрез с принципами равноправия и самоопределения народов, демонстрируют пренебрежение к правам человека и основным свободам.

Никто, кроме народа Российской Федерации, не уполномочен признавать или не признавать результаты предстоящих выборов и избранного на них Президента Российской Федерации. Никто не имеет права и не может вмешиваться в свободные выборы и пытаться извне руководить демократическими процессами! Именно так закреплено во всех действующих международных актах.

В связи с изложенным просим Вас, Уважаемый господин Генеральный секретарь и Уважаемый господин Верховный комиссар, дать оценку резолюции ПАСЕ 2519 (2023) и заявлению Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля от 12 декабря 2023 г. с точки зрения недопустимости подобного вмешательства во внутренние дела суверенного государства, нарушений политических прав и свобод граждан, неуважения к воле народа, которая будет выявлена на предстоящих выборах.

Также просим Вас, Уважаемый господин Генеральный секретарь, дать поручение Третьему комитету ГА ООН проработать вопрос о необходимости закрепления на международном уровне в рамках концепции электорального суверенитета государств демократического принципа «невмешательство в выборы», к работе над которым готов подключиться РОИИП и предоставить необходимые документы и материалы для дальнейшего поступательного развития демократии и верховенства права.

 

С надеждой на продолжение совместной работы по дальнейшему развитию демократии, верховенства права и уважения суверенного выбора народов,

 

Исполнительный директор РОИИП                                                  А.В.Игнатов