Несанкционированный митинг в Санкт-Петербурге

26 марта член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов наблюдал за митингом на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.

В этот день городскими властями был санкционирован на Марсовом поле митинг Национально-освободительного движения (НОД) в поддержку традиционных ценностей. Организаторы использовали динамики и собрались в западной части от гранитного мемориала памяти жертв Февральской революции, находящегося в центре Марсового поля.

Одновременно центр мемориала и его восточную часть заняли активисты несанкционированного митинга с антикоррупционными лозунгами. У них был только один плакат, который они растянули внутри гранитного мемориала и увидеть его можно было только зайдя в самый центр комплекса. Остальные участники с антикоррупционными лозунгами демонстрировали свои требования на отдельных листах формата А3 и А2.   

Основная активная часть несанкционированного митинга – молодые люди по манере поведения близкие к футбольным фанатам со своими «заводящими кричалками», которые периодически вспыхивали, то в одном, то в другом месте, но чаще с гранитных стен мемориала, куда забрались молодые люди.

Мероприятие прошло достаточно спокойно за исключением некоторых настораживающих моментов. После окончания митинга НОД де-факто не осталось организаторов мероприятия на Марсовом поле, а несанкционированный митинг продолжался. Некоторые петербуржцы (судя по внешнему виду) в очень корректной форме пытались сделать замечания «молодым фанатам», забравшимся на гранитный памятный мемориал. Однако «увлеченная молодежь» просто не реагировала на эти замечания, а петербуржцы не настаивали – ведь «на их глазах творилась история». Также на моих глазах из толпы была запущена петарда (все обошлось благополучно). Однако эта провокация еще раз подтверждает о необходимости соблюдения мер безопасности на митинге.

Движение автотранспорта на дорогах вокруг Марсова поля (набережные Фонтанки, Мойки) несмотря на выходной день было практически парализовано: водители не были предупреждены о мероприятии в центре города и пользовались своими обычными маршрутами, а участники митинга и оказавшиеся рядом зеваки, в том числе на остановившихся машинах, практически блокировали движение.  

Сотрудников полиции в центре Марсова поля не было. На периферии я обнаружил 5 или 6 человек ППС, на набережной Лебяжьей канавки остановились 2 «автозака», 1 автобус ОМОН, 2 машины сопровождения, но никто из полицейских из них не выходил.  Представители ГИБДД пытались организовать движение вокруг поля.

Я не увидел ни одной машины "Скорой помощи" с восточной части Марсового поля, где проходил несанкционированный митинг.

Количество участников митинга точно установить невозможно, учитывая, что участники двух митингов перемешались. Тем не менее, в центре мемориала было достаточно много лиц слушающих и снимающих происходящее. Также заметное скопление граждан было и к востоку от мемориального комплекса, но на газонах они практически не стояли. Я бы определил, что было около 2 тыс. (может чуть больше) участников. Именно речь про участников. Так как, несмотря на плохую погоду (шел снег с дождем) на Марсово поле пришло много гуляющих, туристов и отдыхающих, которые предполагали, что на Марсовом поле организовано культурное мероприятие, т.к. обычных для митинга ограждений и металлоискателей, да и «превосходящих сил полиции» не было.   Так, обгоняющая меня пожилая пара спешила «на концерт» на Марсово поле, а экскурсионная группа учащихся средней школы, направляющаяся к Спасу на крови, также решила изменить свой маршрут и «послушать артистов». Поэтому поток людей в обе стороны был постоянным, некоторые останавливались и пытались понять, что происходит (звукоусиливающей аппаратуры не было - слышно было плохо, а то, что написано на листах ватмана, также не читалось).

Со своей стороны, хочется поблагодарить петербуржцев за то, что не отвечали на явные провокационные моменты со стороны некоторых участников несанкционированного митинга. При этом считаю, что «дважды снаряд в одну воронку не падает» и необходимо публичные мероприятия проводить и организовывать в соответствии с установленными требованиями – с обеспечением мер безопасности и присутствием медицинских работников.


Игорь Борисович Борисов