Об использовании инициативы референдума в целях достижения результата на выборах

Референдум – самостоятельная форма непосредственного народовластия, которая выполняет разную с выборами роль в механизме демократии. В связи с этим одна из них не должна подменять другую или служить лишь инструментом в рамках решения каких-либо политических задач, не связанных непосредственно с ее сущностью и предназначением.

Организация и проведение референдумных процедур должны, с одной стороны, позволять «гражданам свободно решать путем референдума наиболее важные вопросы государственного и местного значения, а с другой – не позволять злоупотреблять правом на референдум в целях дестабилизации общественно-политической обстановки».

Весь летний период 2018 года определенными политическими силами в преддверии голосования на выборах 9 сентября 2018 года широко продвигалась идея о проведении общероссийского референдума по вопросу, связанному с пенсионной реформой. Проведенный анализ развития событий свидетельствует об отсутствииреального намерения проведения референдума с целью принятия соответствующего решения населением. Это также подтверждают, помимо прочего, и выводы политологов: «Что касается проходимости этой идеи, то думаю, что никто никакой референдум проводить не будет. Потому что в нынешних условиях это совершенно избыточная мера».

В науке давно обращается внимание на то, что существует большая вероятность попыток использования процедур референдума для достижения других, не связанных с определением воли населения по конкретному вопросу, целей. 

Представляется, что вынесение некоторых вопросов на референдум (как, например, о пенсионной реформе) подразумевает не профессиональное, объективное, взвешенное решение, основанное на учете негативных последствий того или иного выбора, а в большей степени эмоциональное, субъективное, которое легко подвержено влиянию той или иной популистской агитации, в том числе со стороны политических сил, которые не будут отвечать за последствия решений для экономики на отдаленную перспективу, для социально-экономического развития страны в целом, поэтому могут позволить себе об этом не задумываться и использовать референдум в собственных политических целях для извлечения вполне конкретной политической выгоды, в том числе в рамках избирательных кампаний, проходящих параллельно с соответствующим референдумным процессом.

Попытки поднять вопрос о референдуме в преддверии единого дня голосования 9 сентября 2018 года были предприняты в определенных политических целях, в частности, - привлечение внимания к партии сверх выделенного ей времени для предвыборной агитации(что создает дополнительный информационный повод, формально не связанный с выборами), набирания «политических очков» у электората, расширение своего круга избирателей за счет эмоционального отклика на социально значимые, наиболее «острые» темы, которые сознательно выбираются для обсуждения в качестве потенциальных вопросов для референдума.

Общенациональный референдум – это очень мощный институт принятия наиболее значимых государственных решений, который, как представляется, должен использоваться очень взвешенно и рационально тогда, когда без этого затруднительно или даже невозможно принять судьбоносное для страны решение. При этом ни правовая регламентация, ни правоприменительная практика не должны допускать ситуаций, в которых референдум будет использоваться не по своему реальному предназначению, а всего лишь как информационный повод и средство политической борьбы за голоса электората.


Полный текст доклада РОИИП