Больше агентов, хороших и разных

Комитет Госдумы по безопасности сегодня поддержал законопроект о расширении применения статуса иностранного агента. Инициативу внесли депутаты и сенаторы из комиссий по борьбе с иностранным вмешательством. При этом все участники обсуждения, в том числе представитель Минюста, признали законопроект слишком либеральным и допустили его ужесточение в будущем.

3 декабря профильный комитет Госдумы по безопасности рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который позволяет присвоить статус иностранных агентов более широкому кругу физических лиц. Сейчас иноагентами могут стать лишь граждане, распространяющие информацию СМИ-иноагентов и получающие средства из-за рубежа. Теперь в агенты запишут и тех, кто при наличии иностранного финансирования занимается политической деятельностью «в интересах иностранного государства» или сбором сведений в военно-технической сфере. Физлица-иноагенты, как и НКО, должны раз в полгода отчитываться перед Минюстом о своей деятельности и расходовании полученных из-за границы средств.

Кроме того, закон «Об общественных объединениях» предлагается дополнить нормой о том, что иностранными агентами могут быть признаны организации, действующие без создания юридического лица (в первую очередь это касается движения «Голос», занимающегося наблюдением за выборами). Распространение в СМИ и интернете материалов иноагентов и информации об их деятельности возможно только с указанием на их статус.

Законопроект был внесен 18 ноября группой депутатов и сенаторов во главе с руководителями комиссий Госдумы и Совета федерации Василием Пискаревым и Андреем Климовым. Инициативу поддержало правительство.

В ходе обсуждения законопроекта на заседании комитета все участники сошлись во мнении, что он слишком мягкий в сравнении с американским аналогом.

Член Общественной палаты Александр Малькевич заявил, что в этом году иностранное вмешательство было замечено в ходе общероссийского голосования по изменению Конституции и единого дня голосования в сентябре. По его словам, законопроект направлен против неких «самопровозглашенных лидеров мнений» и «виртуальных НКО», которые под «красивыми названиями» типа «демократический альянс» пытаются дестабилизировать политическую ситуацию перед выборами Госдумы, и «обычные люди на это ведутся». В России уже создается сетка Telegram-каналов, как в Белоруссии, с призывами к протестам, добавил господин Малькевич.

На заседание была также приглашена Мария Бутина, освобожденная в 2019 году из заключения в США после того, как была приговорена американским судом к 18-месячному заключению за работу в качестве иностранного агента без уведомления властей США.

Госпожа Бутина считает предложенные поправки недостаточно жесткими: по ее мнению, нужно позволить признавать агентами НКО физлиц, занимающихся любой (а не только политической) деятельностью, и исключить условие об иностранном финансировании.

Заместитель министра юстиции Олег Свириденко сообщил, что в законодательстве США не содержится разграничений по субъектам, а статус «иностранный агент» может применяться не только к НКО, но и к физическим лицам и коммерческим организациям. По его словам, американские юристы под «иностранной поддержкой» понимают не только прямое финансирование, но и о материальные блага, услуги или консультации. Аналогичные нормы, по словам господина Свириденко, содержатся в законодательстве Австралии, направленном на ограничение скрытого иностранного вмешательства: там для придания статуса «агента иновлияния» отсутствуют ограничения по субъектам и видом финансирования.

Глава комитета Василий Пискарев, подводя итоги обсуждения, сказал, что цель законопроекта — защита суверенитета страны и все причастные к нему «делают доброе дело для людей».

Коммерсантъ (kommersant.ru). Мария Макутина

https://www.kommersant.ru/doc/4595937