Отечественные электоральные новости

ЦИК России и других избирательных комиссиях

Представители непарламентских партий теперь смогут активнее участвовать в заседаниях ЦИК России, сказал председатель Центризбиркома Владимир Чуров. Он пояснил, что ранее представители непарламентских партий сотрудничали с ЦИК в составе экспертной группы. В.Чуров сообщил, что Центризбирком будет проводить регулярные совещания со всеми партиями, зарегистрированными в России. Поправка в регламент ЦИК, предусматривающая приглашение представителей непарламентских партий на заседания Центризбиркома, будет внесена в ближайшее время, сказал он .

Избирательное законодательство

ЦИК России готова к реализации предложений, сделанных президентом РФ Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию, сказал глава ЦИК Владимир Чуров. "Центральная избирательная комиссия к реализации очередных 10 пунктов готова в полном объеме. Работать вместе с президентом, вместе с правительством РФ мы готовы", - сказал В.Чуров на пресс-конференции. Председатель ЦИК объяснил, какие изменения потребуется внести в законодательные акты в связи с предложениями Д.Медведева. Чтобы уравнять численность законодательных органов в субъектах РФ, которая, как сказал В.Чуров, устанавливается субъектами самостоятельно, потребуется внести изменения в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Что касается предложения президента РФ о том, что партии вне зависимости от численности в региональном парламенте получат возможность создавать там фракции, В.Чуров сказал, что изменения коснутся соответствующих законов субъектов. "Потребуются изменения в конституции, уставы и законы субъектов", - сказал В.Чуров. Реализовать предложение Д.Медведева о том, что партии, за которые на региональных выборах проголосовало более 5% избирателей, должны получить гарантии того, что будут представлены в законодательных органах субъектов, по словам В.Чурова, возможно, изменив п. 16 ст. 35 закона "Об основных гарантиях избирательных прав". Изменения в закон об основных гарантиях, как отметил председатель ЦИК, потребуются и для того, чтобы партии, не представленные в Госдуме, но имеющие фракции в региональных парламентах, были освобождены от сбора подписей на региональных выборах. Он также выразил мнение, что большую часть предложений, озвученных президентом России в Послании Федеральному собранию, субъекты РФ смогут реализовать сами, не дожидаясь внесения изменений в федеральное законодательство. В.Чуров сказал, что Центризбирком приветствует предложение президента навести порядок в досрочном голосовании на выборах. "Речь идет об унификации избирательного законодательства - здесь не потребуется серьезного изменения закона, лишь более жесткое регламентирование этой процедуры", - сказал В.Чуров. Однако для реализации предложения Д.Медведева о равном доступе партий к СМИ, как сказал В.Чуров, потребуется изменение в региональные законодательства .

Региональные, муниципальные выборы и референдумы

Провести досрочные выборы мэра Орла 14 февраля 2010 года решили депутаты горсовета на внеочередной сессии. Решение было принято единогласно. Как сообщалось ранее, полномочия мэра Александра Касьянова были досрочно прекращены 3 сентября .

Избирательное законодательство

Государственная дума Томской области 14 ноября приняла в первом чтении поправку в областное избирательное законодательство, предусматривающее снижение планки для победы кандидата на выборах главы муниципального образования в первом туре с 50% до 35%. В настоящее время закон предусматривает назначение второго голосования в случае, если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей. Во втором туре победитель определяется простым большинством голосов. Фракция "Единой России" поддержала законопроект, однако депутаты от КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России" и СПС негативно отзывались о предстоящих изменениях в избирательное законодательство .

Региональные, муниципальные выборы и референдумы

14 марта 2010 года пойдем голосовать. По новой схеме всего в Воронежской области пройдет 573 избирательные кампании. Воронежцы отдадут свои предпочтения за 154 главы сельских и городских поселений. В депутаты различного уровня необходимо выбрать 4399 человек. Руководители областной избирательной комиссии председатель Владимир Селянин, его заместитель Вячеслав Черепухин и секретарь Алексей Панков встретились с журналистами. Они рассказали о ряде новшеств, с которыми предстоит столкнуться тем, кто намерен баллотироваться в парламенты различного уровня, и нам избирателям. Самые существенные изменения коснутся выборов депутатов Воронежской областной Думы. 7 ноября был опубликован закон, который вносит целый ряд нововведений в избирательный кодекс региона. Во-первых, с 5 до 7% повышен проходной барьер для партий те из них, кто получит меньше голосов избирателей, в областной Думе представлены не будут. Во-вторых, изменена пропорциональная система по распределению мандатов между партиями-победителями. Более подробно об этом рассказал председатель воронежского облизбиркома Владимир Селянин: Из 56 депутатов областной Думы 28 избираются по мажоритарным одномандатным округам. И еще 28 по пропорциональной системе. Избирательную кампанию ожидают новшества и в финансовой сфере. Если раньше кандидат мог формировать свой избирательный фонд за счет личных средств лишь на 20%, то теперь этот барьер поднят до 50%. Кроме того, если раньше объем фонда кандидата ограничивался суммой в 10 рублей на одного избирателя в округе, то теперь сумма увеличена до 20 рублей. То есть избирательные фонды одномандатников будут находиться в размере 1,2-1,5 млн. руб. Что же касается партий, то им на выборы в областную Думу можно создавать фонды, достигающие 38,5 млн. руб. Кроме того, в 2010 году впервые на региональных выборах партии могут включать в свои списки до 25% кандидатов, не являющихся членами их политического объединения (по материалам .

Избирательное законодательство

Конституционный суд 9 ноября усложнил партиям возможность исключать своих кандидатов из избирательных списков после их регистрации. Право на это у партий остается, однако теперь вывести уже зарегистрированного кандидата из партийного списка будет непросто – данное решение должно быть обосновано конкретными действиями кандидата. Кроме того суд постановил, что такое исключение не должно быть дискриминационным или произвольным. В решении суда говорится, что основанием для исключения кандидата из избирательного списка могут стать действия, не совместимые с законными интересами партии. Если же партия исключит кандидата из списка без достаточных оснований, она нарушит право гражданина быть избранным в органы власти. В суде подчеркнули, что партии должны соблюдать баланс между своими правами и правами кандидатов. Прокомментировал данное решение Конституционного суда Исполнительный РОИИП, к.ю.н. Игнатов А.В. Решение Конституционного Суда РФ обеспечило необходимый баланс между интересами политической партии и правами кандидата, выдвинутого партией. Действительно, партия, являясь субъектом выдвижения кандидата и наделяющая гражданина статусом кандидата, должна обладать правом исключения этого кандидата из списка как в случае незаконных действий кандидата, так и в случае нарушения кандидатом интересов партии. Лишение партии такого права создало бы условия для утраты связи между партией и ее членами, с одной стороны, и выдвинутым ей кандидатом, с другой стороны. Вместе с тем необходимо и обеспечивать права граждан-кандидатов, предполагающие лишение этого статуса исключительно по определенным основаниям. Право партии немотивированно исключить кандидатов из списка лишает кандидата каких-либо гарантий сохранения этого статуса. Таким образом, решение Конституционного Суда является верным и призвано защитить права и интересы как партии, так и кандидата. Важно, чтобы в ближайшее время правоприменительной, в т.ч. судебной, практикой были выработаны четкие подходы к тому что считать действиями, несовместимыми с законными интересами партии .